История Храма

Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (ранее – святой великомученицы Варвары) после затопления Ставрополя-на-Волге с его древними храмами является старейшим культовым зданием, важным историко-культурным и архитектурным памятником города Тольятти. Храм находится в микрорайоне Фёдоровка Комсомольского района.

Территория, где расположилось село Фёдоровка, стала осваиваться в ХVIII веке русскими вольнопоселенцами. История основания села связана с активизацией государственной политики по укреплению военно-стратегических позиций России в Заволжье. В соответствии с указом Сената от 14 февраля 1731 года (до 14 февраля 1918 г. даты указаны по старому стилю) по инициативе и под руководством тайного советника (гражданский чин, соответствующий армейскому генерал-лейтенанту) Фёдора Васильевича Наумова началось строительство Новой Закамской Линии «для лучшего охранения низовых  городов за Волгой». Тогда же открывается возможность массового оседлого заселения осваиваемых территорий. В 1731 – 1734 годах Фёдор Васильевич купил земли на луговой стороне Волги и по реке Буяну, перевёл туда крепостных крестьян, основав сельцо, получившее название Фёдоровка (в народе Генеральшино, после строительства церкви употребляется и Варварино). Фёдоровка находилась в 80 верстах от Самары и в 17 верстах от Ставрополя-на-Волге.

В конце 70-х годов ХVIII века земли перешли во владение Екатерины Алексеевны Мельгуновой (урождённой Дурасовой). Она и её муж Степан Григорьевич являлись крупными землевладельцами Самарской губернии и, по меткому определению литератора, уездного предводителя дворянства И.А. Второва, были «евангельскими богачами», употреблявшими свое богатство на храмостроительство и благотворительность.

В 30-е годы XIX века владение переходит по наследству помещику Николаю Федоровичу Бахметьеву (1798 – 1884), родственнику по линии Самариных: Мария Михайловна Самарина была женой  Ф.В. Наумова. Николай Фёдорович окончил Московское училище колонновожатых и  был выпущен прапорщиком в свиту императора. Он служил в квартирмейстерской части штабс-капитаном. В 1822 году Н. Ф. Бахметьев вышел в отставку. Вскоре он унаследовал поместья в Тамбовской и  Самарской губерниях и 2300 душ крепостных. В наследственную массу входило и село Федоровка, которое стало достаточно богатым приобретением: около 400 крестьянских душ, 640 десятин земли, 44 крестьянских двора. В 1835 году Бахметьев женился на Варваре Александровне Лопухиной (1815 – 1851) (Друг, самая глубокая любовь и муза поэта М.Ю. Лермонтова. Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина познакомились в возрасте 16-17 лет. Юный поэт сразу же назвал девушку своим лучом-путеводителем. Она была из древнего знатного рода, очень набожная. Варвара Лопухина рассталась с Лермонтовым из-за юношеского недопонимания. Она адресат многих его произведений: поэмы «Демон», стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Слова разлуки повторяя…», «Она не гордой красотою…», «Валерик», драмы «Два брата», романов «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени» и др.  Похоронена муза поэта в Донском монастыре в Москве. Церковь, как известно, позволяла хоронить в храме, рядом с великими молитвенниками, не каждого человека). Семейные предания Лопухиных сохранили некоторые подробности этого сватовства. «Судьба бедной Вареньки решилась случайно, — читаем мы в воспоминаниях одной из родственниц Варвары Александровны. – В 1835 году на московских балах стал появляться Н.Ф. Бахметьев. Ему было 37 лет, когда он задумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон… Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше – «перст» — и посватался». Человек он был достаточно богатый и уважаемый. [4]. Избирался мировым судьей по Федоровской волости. В ее состав входили Зеленовка, Кунеевка и Ново-Матюшкино. В 1836 году в семье рождается единственная дочь Ольга (в замужестве Базилевская, 1836-1912).

В 1846 году Бахметьев на собственные средства построил в сельце однопрестольную каменную пятикупольную церковь с колокольней. Храм был посвящен святой великомученице Варваре – небесной покровительнице его жены, с надеждой и мольбой о её выздоровлении. Престол был освящен по благословению епископа Симбирского и Сызранского Феодотия (Озерова). Церковь была холодной до 1905 года, поэтому службы совершались от Пасхи до Покрова.

Изначально притч состоял из священника, дьячка и пономаря. На содержание притча от государства выделялось священнику 90 руб., дьячку 36 руб. в год. Кроме того, от помещика священник дополнительно получал 21 руб., дьячок и пономарь —  по 7 руб.

Николаем Федоровичем был пожертвован билет Ставропольского государственного банка на сумму 715 рублей на дальнейшее содержание притча и на вечный помин. Н.Ф. Бахметьев выделил средства и на строительство домов для священнослужителей, а также 33 десятины земли. Дома у священнослужителей и у церковнослужителей были деревянными, к началу 1870-х годов они обветшали, и прихожане построили новые своими силами. Дом священника был с достаточными надворными постройками.

Первый притч состоял из священника Алексия Корнилиевича Ястребова, дьячка Алексия Федоровича Кудринского и пономаря Евдокима Матвеевича Крылова. Просфорницей была вдова Евдокия Михайлова. Первый настоятель Варваринской церкви Алексий Корнилиевич Ястребов был сыном протоиерея Троицкого  собора города Ставрополя Корнилия Алексеевича Ястребова. Окончив курс богословских наук в Симбирской духовной семинарии, 23 сентября 1846 года он был рукоположен в священники в Троицком соборе города Ставрополя Его  Преосвященством Феодотием, епископом Симбирским   и Сызранским, с назначением на место в Варваринскую церковь села Фёдоровка.

Революционные события 1905-1907 годов не обошли  стороной и село Федоровку.  Манифест 17 октября стимулировал крестьянское движение по всей губернии. Начались массовые погромы помещичьих имений. Согласно сводке  Самарского жандармского управления в селе Фёдоровка «всё было разграблено, скот и хлеб весь развезён, постройки сожжены, служащие из хуторов прогнаны, полицейский урядник, получив удар кирпичом в руку, бежал раздетым  в Ставрополь, сожгли склады лесопромышленника Аржанова. департамент полиции был вынужден ввести в волость казачью сотню».

В январе 1918 года в Фёдоровке была установлена Советская власть. В марте 1919 года Ставропольский уезд охватило крестьянское восстание. Повстанцев в селе возглавлял М.Ф. Савкин. Сохранившиеся оперативные сводки и схемы боевых действий свидетельствуют о крайне жестоких методах, применявшихся к восставшим.

Десятого марта отряд под командованием Румянцева в составе 100 человек пехоты и 7 человек кавалерии начал наступление на Фёдоровку по льду реки Волги против восставших крестьян. Повстанцы, вооруженные в основном вилами и копьями, не могли противостоять регулярным частям Красной армии. Девять крестьян было убито, многие ранены. Во время боёв восставшие пытались укрыться в церкви. Спасала церковь сельчан и в 1926 году, когда случилось мощнейшее наводнение на Волге. Единственное место, около которого жители спасались вместе со своим скарбом, была территория вокруг храма.

В 1922 году всё «церковное имущество» Варваринского храма: Святой престол, жертвенник, антиминс, иконы, облачения, служебные книги – было описано и передано в собственность государства. В собственность государства перешло здание храма.

В середине 30-х годов фёдоровскую церковь постигла участь многих православных храмов. 6 марта 1930 года с церкви были сняты колокола, храм  был закрыт. В церкви первоначально находился клуб, затем здание было заброшено, позднее в нем разместился магазин. Судьба икон и церковной утвари до конца сегодня неизвестна.

Предположительно, последним священником был Фёдор Данилов. Документы сохранили имена последних прихожан действующего храма: Константин Соболев, Е. Соболев. Лукьян Боровков, Николай Краснов, Прокопий Егоров, Иоанн Сырин, Иоанн Соболев, М. Жирнов, Роман Волочков, Алексей и Павел Казановы, Николай Пахомичев, Матфей Пахомов, Федор Курымов, Яков Соболев, Симеон Казаков, Евгений Смирнов, Дмитрий Артикулов, Михаил Мищареков, Илья Игнатьев, Михаил Казаков, Кузьма Кощеев.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА. СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ПРИХОДА

БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

            В 1988 году жители посёлка Фёдоровка стали хлопотать о возвращении здания храма верующим и открытии православного прихода. Протоиерей Николай Манихин предложил своему прихожанину Виктору Алексеевичу Богданову помочь верующим добиться открытия церкви в посёлке. «Поехал к архиерею, отцу Иоанну (Снычеву), — вспоминал отец Иов (в миру Виктор Богданов). – Владыка благословил ехать в Москву, если будем стоять до конца, а если «так», то не стоит. Дважды Виктор Богданов с двумя женщинами из приходской «двадцатки» ездили в Москву. С Божией помощью добились своего: 9 ноября 1988 года постановлением Совета по делам религий при Совете министров СССР было принято решение о регистрации религиозного общества русской православной церкви. Этим постановлением местные органы власти обязывались решить вопрос о молитвенном здании для данного общества с учетом наличия в посёлке Фёдоровка недействующей церкви. Однако местные власти не переставали чинить препятствия. Вместо выселенного из храма магазина, которые делился на две части: в алтаре был  винно-водочный магазин, в остальной части промтоварный, — организовали магазин строительных материалов. После последней поездки архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн Снычев благословил Виктора Богданова быть председателем церковно-приходского совета Благовещенской церкви и добиваться открытия храма уже на местном уровне. В феврале 1989 года от имени верующих было направлено письмо в Комсомольский райисполком – прошение об открытии церкви. Председатель райисполкома Николай Иванович Ефимов на просьбу ответил: «Только через мой труп». Пошли выше. Председатель горисполкома Борис Мирославович Микель ответил, что верующие будут приглашены на заседание горисполкома. На судьбоносном заседании 15 марта 1989 года было принято решение вернуть  храм верующим.

19 мая 1989 года храм вновь был открыт, и 22 мая на Николу вешнего, протоиереем Николаем Манихиным и иереем Валерием Марченко было освещено малое освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По словам игумена Григория (Новичкова) митрополит Иоанн (Снычев) благословил освятить Варваринскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, потому что «благая весть об открытии храма» была провозглашена верующим.

Первое время в церкви служил отец Валерий, а 8 июня 1989 года настоятелем храма был назначен отец Владимир Новичков, принявший имя Григорий после пострижения в малую схиму в 1999 году.

Игумен Григорий вспоминает: «Первые годы существования возрожденного храма проходили в сложных условиях. Люди потянулись к вере после долгих лет запрета и давления, атеистической идеологии. В храме была типичная обстановка для всех храмов того времени: во время службы давка, особенно в праздничные дни, так как ближайшими были Казанский храм в г. Тольятти и Свято-Троицкая церковь в селе Ташла. В субботние и, и особенно, в воскресные дни крестились до 80 человек, венчалось и по 25 пар в день, да и исповедовалось до 70 человек. Священнослужители были заняты в основном богослужением, требоисполнениями и хозяйственными работами. В такой обстановке очень трудно было уделять достаточное внимание духовному попечению прихожан. Но постепенно всё нормализовалось. В городе стали строиться храмы, верующие люди получили возможность и духовного наставления, участия в таинствах, уединения с Богом».

Благодаря прихожанам, церковно-приходскому совету во главе с настоятелем отцом Владимиром храм постепенно преображался. Главной проблемой стал поиск средств и стройматериалов.   Вначале служили в неотремонтированном здании, вместо иконостаса была занавеска. Прихожане своими силами  и средствами стали постепенно его благоустраивать. Церковь заново была оштукатурена, устроили иконостас, выложили мраморный пол, установили купола, колокола. Купол и иконостас расписал художник из Сызрани Сергей Васильевич Саксонов. В сентябре 1994 года епископ Самарский и Сызранский Сергий совершил великое освящение Благовещенского храма.

По материалам О.Н. Вещевой